31.07.2019

Игра-лото о Великой Отечественной войне проведена для юных туристов-краеведов Республиканского полевого лагеря "Соцветие курая"

23 июля 2019 года, в рамках мероприятий, направленных на подготовку празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, волонтеры отряда «Палитра» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы совместно с «серебряными» волонтерами Башкортостана - руководителем отряда "Палитра" Екатериной Савельевой и Гузель Хасановой, руководителем клуба владельцев собак-поводырей "Актырнак", инвалидом по зрению вместе со своим питомцем - собакой-проводником Андорой, провели военно-историческое лото «Предметы личного пользования солдат и офицеров времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.» (на основе экспонатов Республиканского музея Боевой Славы, автор-составитель лото Е.А. Савельева) для участников Республиканского полевого профильного оздоровительно-образовательного лагеря юных туристов-краеведов "Соцветие курая", расположенного в Уфимском районе Башкортостана, на территории детского оздоровительного лагеря «Берёзка». 

Данное лото (для детей, взрослых и лиц с нарушением зрения) входит в серию развивающих игр-лото «Портрет Башкортостана». Серия игр-лото создана на основе экспонатов ведущих музеев Башкортостана. 

С 2017 года серия развивающих игр-лото в виде проектов (руководитель проектов Е.А. Савельева) финансируется и поддерживается через гранты и конкурсы: Фонд президентских грантов поддержал проект «Настольные игры о Родине» (2017), Ассоциация волонтерских центров поддержала проект «О родном крае – через игру» (2018), Федеральное агентство по делам молодежи ("Росмолодежь") поддержало проект «Играя – учимся!» (2019). Проект «О родном крае – через игру» удостоен дипломом 1 степени Всероссийского конкурса социальных проектов «Социальные инновации 2018-2019 гг.». Также игры-лото, в рамках проекта получили положительное экспертное заключение АНО «Институт научно-общественной экспертизы», удостоены Знака качества «Лучшее – детям», которым разрешена маркировка игр-лото в течение 2 лет. 

Цель проектов – распространение знаний о культурных и исторических ценностях Башкортостана (на основе экспонатов музеев) с помощью серии лото средствами добровольческой деятельности. 

Цель военно-исторического лото — с помощью обычных личных вещей участников Великой Отечественной войны познакомить игроков с солдатскими буднями, личным пространством бойцов, трогательно сберегаемым в сложных фронтовых условиях, развить интерес к музеям, творческую активность участников игры. 

В комплект игры входят парные карточки с изображениями предметов личного пользования солдат и офицеров времен Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. брошюра, диск, непрозрачная упаковка с предметами для определения их на ощупь. В упаковку входят атрибуты знаков отличия, входящие в состав обмундирования солдат и офицеров: пуговица с солдатского кителя, знак «Гвардия» и т.д. Особый интерес у участников вызывает выполненные на 3D принтере - 3D копия солдатского медальона времен Великой Отечественной войны и 3D копия пряжка с солдатского ремня.

Перед началом мероприятия Гузель Хасанова провела беседу с участниками игры об уникальной роли собак в Великой Отечественной войне и ее собака-проводник Андора исполнила роль «фронтового почтальона», собрав фронтовые письма-треугольники, написанные участниками игры (в качестве одного из заданий). 

Диана Акбутина (волонтер отряда "Палитра", студентка 4 курса направления "Начальное образование" БГПУ им. М. Акмуллы): «Обычно нашими играми мы одновременно охватываем большое количество людей. В данной игре приняло участие более 90 человек. Ребята и их кураторы очень заинтересовались игрой! Было нескольких этапов: мы тренировали память, отгадывая парные карточки, складывали фронтовые письма-треугольники, развивали тактильные ощущения через определение предметов на ощупь, отгадывая их в непрозрачном мешочке. Кстати говоря, если данную игру проводить с лицами без патологии зрения, то данная группа имеет возможность приобрести опыт получения информации через тактильные ощущения и лучше начинает понимать лиц с нарушением зрения. Мы пели военные песни, загадывали и отгадывали загадки. На протяжении всего мероприятия атмосфера была радостной и теплой!».

Участники игры придумали интересные загадки по карточкам лото, на которых были изображены экспонаты музея - предметы личного пользования бойцов, например: 
"Что этот за предмет - в мехах, а не в одежде"?" (Ответ: Гармонь) 
"Назовите друга души солдата?" (Ответ: Гармонь) 
"Какой предмет не использовали женщины на войне?" (Ответ: Бритвенный набор). 
"Этот предмет разжигал не только ненависть к врагам..." (Ответ: уникальный экспонат музея Боевой Славы - спичечный коробок, выпущенный на спичечной фабрике «1 Мая» г. Уфы с наклейкой «Сотрем с лица земли фашистских варваров!») 

Ребята из Казахстана, под руководством педагога Г. Сакимовой, придумали увлекательные загадки: 
"Без какого предмета не обойтись ни повару, ни солдату, ни туристу?" (Ответ: Спички). 
"Какой металлический предмет может стоять, висеть и лежать?" (Ответ: Котелок). 

Рузиль Юлаев придумал такую загадку: "Какой предмет использовал солдат для связи?" (Ответ: Хознабор, состоящий из ниток разного цвета) 
Рецензент игры, заместитель директора по научно-методической работе Уфимской коррекционной общеобразовательной школы-интернат №28 для слепых и слабовидящих обучающихся Гузель Мурзагильдина отмечает, что в военно-историческом лото формируется коллективное сознание, глубокое понимание российской истории, умение работать в сообществе. Такого рода игры-лото, на основе экспонатов музеев, для слабовидящих выпущены впервые. 

На сегодняшний день, благодаря проектам, в играх-лото приняло участие более 7000 человек (из них более 3000 человек – это лица с нарушением зрения). Военно-патриотическая тематика оказалась востребованной и в дальнейшем планируется продолжить работу над созданием игр-лото в этом направлении, в тесном сотрудничестве с Республиканским музеем Боевой Славы. 

#МолодыДушой