15.10.2018

«Серебряная» помощь: от старшего поколения – младшему

Выход на пенсию не означает завершение активной жизни. О том, как помочь себе, помогая другим, рассказали «серебряные» волонтеры. В рамках третьего всероссийского форума «Молоды душой» они представили проекты для добровольцев «со стажем». Расскажем лишь о некоторых из них.

Школа социальной активности «Серебряные добровольцы» (Республика Мордовия) 

«Серебряные» волонтеры Саранска не ограничиваются одним направлением деятельности. Идей много, и по мере возможности они воплощают их в жизнь. А началось все с помощи себе.

«Молодежи это еще не знакомо, а пенсионеры сталкиваются с проблемами в суставах, нарушается моторика рук, что делает сложным простые вещи, например застегнуть пальто, ответить на звонок. Мы научили наших волонтеров определенным способам массажа, которые помогли не только им, но и членам семьи. И мы поняли, что можем помогать другим», – рассказывает о проекте 60-летний волонтер, председатель региональной общественной организации «Совет ветеранов» Надежда Герасимова.

Во время занятий по самомассажу © Из личного архива Надежды Герасимовой

Проект появился в 2017 году. Волонтеры помогают пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны и Труда. Для этого они проводят теоретические курсы, тренинги и мастер-классы (например, по массажу, арт-терапии, здоровому образу жизни, валеологии и здоровьесбережению), творческие встречи и навещают ветеранов.

На занятия приглашают специалистов, которые, зная о возрастных проблемах и особенностях, рассказывают и показывают, как улучшить состояние здоровья.

«Нельзя заниматься чем-то, не будучи здоровым, поэтому, прежде всего укрепляя себя и свое здоровье, мы укрепляем свою семью, свое общество, улучшаем качество жизни наших ветеранов», – поясняет Герасимова.

«О родном крае – через игру» (Республика Башкортостан)

Узнавать о культурном и историческом наследии страны можно по-разному: например, читать книги, ходить в музеи, слушать лекции, смотреть фильмы. А можно узнавать о родине легко, играючи. Уфимские волонтеры разработали серию авторских игр, развивающих интерес к историческому прошлому края, а также творческую активность игроков.

«Наш проект предназначен для детей и взрослых, лиц с нарушением зрения, поэтому в комплекте игры карточки большого размера», – пояснила руководитель проекта Екатерина Савельева.

Для новичков есть брошюра с правилами игры, подробная информация о достопримечательностях, изображенных на карточках. Кроме того, можно воспользоваться аудиогидом.

Школьники во время игры «О родном крае» © Из личного архива Екатерины Савельевой

Игры посвящены различным темам: достопримечательностям Уфы, национальным блюдам Башкирии, предметам военного быта солдат и офицеров времен Великой Отечественной войны.

Карточки выкладываются на игровом поле рубашками вверх, игроки по очереди переворачивают их, изучают и стараются запомнить. Похожий принцип применяется в игре «Меморис». Существуют и творческие задания: например, сложить письмо-треугольник, придумать загадку для соперников или спеть песню.

Волонтеры проводят занятия-игры для детей и взрослых в библиотеках, учебных центрах, приютах, больницах, а также в домах престарелых.

«Мы тиражируем нашу игру – команда «серебряных» волонтеров из Уфы приезжает в другие города, готовит библиотекарей и местных волонтеров. После этого уже приглашаем на мероприятие всех желающих», – рассказывает Екатерина Савельева.

По словам организаторов, после мероприятия игру безвозмездно передают библиотеке этого города.

«Виртуальный туризм» (Калининградская область)

Проект рассчитан на пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья. Он позволяет отправиться в увлекательное путешествие даже тем, кто маломобилен.

Инновационность этого проекта в принципе «равный равному». Тому, кто не может ходить, помогает человек с другими проблемами здоровья: едет на экскурсию, снимает фильм о тех местах, где был.

Виртуальный туризм дает возможность отдохнуть и социализировать людей, ограниченных в передвижениях, которые не могут позволить себе это.

«Тонкость в том, что он понимает все возможности или неудобства, определенные интересы, которые здоровый человек не всегда может знать. Есть особенности восприятия, поэтому и нужны специализированные фильмы»,– подчеркивает руководитель проекта Алла Осипова.

В этих нюансах и заключается реабилитация.

Участники проекта «Виртуальный туризм» © Из личного архива Аллы Осиповой

Вторая часть проекта позволяет людям из других городов, живущих в Калининграде, «побывать» в местах, где они родились и выросли.

«Мы снимаем фильмы про историческую родину и показываем их пациентам, которые, к сожалению, уже не могут туда приехать. Это дает им силы, некую социализацию в обществе. Они не чувствуют себя брошенными и стараются справиться со своими недугами», – отмечает она.

«Волонтеры финансовой грамотности» (Курская область)

Одно из основных направлений деятельности «серебряных» волонтеров Курской области – повышение финансовой грамотности населения, особенно пожилых людей.

Совместно с партнерами они организовали городскую акцию «Троллейбус финансовой грамотности». На протяжении всего маршрута добровольцы объясняют, как обращаться с банковской картой, не попасть в руки мошенников, куда идти, если необходимо взять кредит, и почему не стоит обращаться в конторы-однодневки, выдающие экспресс-кредиты.

Константин Ковалев на третьем всероссийском форуме «Молоды душой» © Пресс-служба Ассоциации волонтерских центров

К тому моменту, когда пассажиры добираются до места назначения, многие уже на глаз могут отличить подлинные деньги от фальшивок.

«Начинали волонтерить мы втроем, но сейчас нас уже 15 человек. Добровольчество – наш воздух. Без этого уже нельзя. Когда живешь активной жизнью, ощущаешь себя иначе. Хоть мы пенсионеры, а уже чувствуем: дряхлеть нельзя, и начинаем жить по-новому», – рассказал 64-летний доброволец Константин Ковалев.

MENTOR (Пермский край)

Сергей Туснин, руководитель общественной организации «Серебряные добровольцы города Перми», со школьной скамьи занимается волонтерством. Выйдя на пенсию, мужчина понял, что у него есть возможности, силы и большой жизненный опыт, которым он может поделиться с молодежью.

Так возник проект MENTOR, цель которого – помощь сложным подросткам.

«MENTOR – это наставник. Сейчас большая часть подростков входят в так называемую группу риска – именно для таких детей был создан этот проект», – рассказывает Туснин.

По его словам, он взаимодействует с подростками не как психолог. Простое общение на равных в некоторых ситуациях оказывается эффективнее работы с группой специалистов.

"Мы точно так же учились и хулиганили. Я хочу поделиться опытом и научить этих подростков справляться со сложностями жизни", – говорит он.

Для молодых людей организуют футбольные товарищеские матчи на стадионе «Гайда» с командами других клубов: «Может быть, из этих ребят вырастут хорошие спортсмены, которые будут защищать честь России!»

«Эмоциональные волонтеры» (Калининградская область)

Проект направлен на развитие эмоционального интеллекта детей с помощью волонтеров. Добровольцы с помощью игр учат ребят использовать эмоции во благо, так сказать, направлять их в нужное русло.

«Это очень важный навык, который позволяет детям справляться со своим плохим настроением, страхами, нежеланием учиться и так далее. Таким образом, мы помогаем и детям, и родителям, и учителям в школе, и самим волонтерам», – рассказал руководитель проекта Денис Бельский.

Для этого «серебряные» волонтеры обучаются на базе факультета психологии и общения академии “Лучшие годы” (входит в комплексную программу повышения качества жизни людей старшего возраста “Лучшие годы”).

Участники проекта «Эмоциональные волонтеры» © Из личного архива Дениса Бельского

Перед началом курса добровольцы проходят тестирование для выявления уровня эмоционального развития. Набирается группа из 20 человек, которые в течение двух месяцев обязаны регулярно посещать все занятия, лекции и мастер-классы, выполнять домашние задания. Во время учебы волонтеры ведут так называемый рефлексивный дневник, в котором отслеживают свои достижения.

По окончании добровольцы проходят финальное тестирование и проводят открытое занятие с детьми и подростками, чтобы получить сертификат о прохождении курса.

Этот проект помогает не только детям и подросткам понять старшее поколение и узнать что-то новое, но и самим волонтерам разобраться в эмоциях.

Источник: РИА Новости

#молодыдушой